Рисование и письмо по дереву

Большинство чернил, протрав и красок растекается по поверхности дерева, поэтому проводить ими тонкие штрихи или писать совершенно невозможно, если не сделать соответствующей подготовки
a) Смолу-сандарак растирают в мельчайшую пыль, которой припорашивают шерстяной лоскуток и натирают им поверхность дерева Письмо чернилами и протравами становится возможным, но полировка затруднительна
b) Для разрисовки обычно выбирают светлое и плотное дерево, например, остролистник (падуб), лимонное и т. п. Предварительно поверхность дерева шлифуют наждачной бумагой.
Затем готовят чернила из:
3 весовых частей мелкой копоти,
5 весовых частей медного купороса и
15 весовых частей этилового спирта
При помощи стального пера этими чернилами можно свободно рисовать на поверхности дерева, не опасаясь растекания. Когда рисунок высохнет, его прополаскивают несколько раз в течение двух суток большим количеством воды. От таких промывок черная краска проникает глубоко в дерево и рисунок становится настолько прочным, что его можно свободно шлифовать и чистить без опасения стереть.
c) Один из новейших способов рисования на древесине заключается в том, что на шлифованной дощечке делают грубый рисунок чернилами, приготовленными из графита и растворимого стекла После просушки на черточки рисунка наносят гальваническим способом слой металла, например, никеля. Вынув из ванны, дощечку сушат и рисунок шлифуют куском кожи, что придает ему металлический блеск. Для лакировки рисунков употребляют исключительно копаловый лак.
Благодаря этому способу можно избежать инкрустирования металлических вставок, но, с другой стороны, нанесение металла в гальванических ваннах является уже иной отраслью ремесла и требует особой оснащенности.
Способ серебрения:
d) к крепкому раствору азотнокислого серебра (ляписа) в дистиллированной воде добавляют крепкий раствор гуммиарабика и взбалтывают. Добавляют еще несколько капель какой-либо краски и получают чернила, которыми можно рисовать: растекаться они не будут. В то время, пока рисунок просыхает, готовят слабый раствор серной кислоты с водой и опускают в него кусочки цинка. От действия разведенной кислоты на цинк выделяется большое количество водорода, который направляют на рисунок, выполненный ляписным раствором. Рисунок станет серебристым, причем серебро пристанет к дереву очень крепко. Лоск на серебре получают при натирании замшей.