Допечатная подготовка краски

 В течение последних десяти лет наблюдается тенденция рассматривать в качестве ключевого момента допечатных процессов подготовку краски. Полиграфисты отмечают, что таким образом можно значительно сократить отходы и повысить эффективность печатного производства. Профессиональный подход к допечатной подготовке красок на сегодняшний день является неотъемлемой составляющей оптимальных режимов изготовления полиграфической продукции. Уходят в прошлое темные, грязные цеха, где вручную смешивались краски, уступая место компьютеризированным информационным системам и автоматизированной подаче краски. Как же выглядит подготовка краски к печати на сегодняшний день?

 На большинстве предприятий персонал отдела по работе с красками составляет 1-2 человека. Кроме подготовки краски и подачи её в печатные машины в функции этих специалистов входит разработка цветовых параметров красок в соответствии с отраслевыми стандартами, приобретение краски, хранение, учёт отходов краски и летучих органических растворителей при печати, ведение соответствующей документации. Отдел по подготовке красок — неотъемлемая часть общей стратегии менеджмента, существенно влияющая на приобретение нового оборудования и методы оптимизации режимов производства.
Краска составляет незначительную часть себестоимости печатной продукции. Анализ затрат по изготовлению, например, упаковки для жидких продуктов показывает, что на краску приходится только 2% общей стоимости. Однако очевидно, что некачественная или неверно подготовленная краска при изготовлении упаковки повлечёт за собой значительные убытки. Проблемы, возникающие при нарушении правил эксплуатации краски, могут проявиться как сразу, так и в дальнейшем, например, при налогообложении.

 Конечной целью операции по подготовке красок является подача нужного количества нужной краски в нужную печатную машину в нужное время. Это, безусловно, упрощенный взгляд на процесс, поскольку в действительности всё намного сложнее.

 Причин появления брака при изготовлении печатной продукции в связи с некачественной краской достаточно много. Чаще всего это — колористические отклонения, несоответствие состава краски запечатываемой основе, отклонения рабочей вязкости от требуемой величины, слишком большое или недостаточное количество подаваемой краски. Типичная причина простоя печатной машины — отсутствие инструкций по использованию той пли иной красочной системы. В частности, работа может удовлетворять всем стандартам по внешнему виду, но не пройти тест на адгезию, поскольку печатный цех не был осведомлён о требованиях к температурным режимам типа запечатываемого материала. Таким образом, допечатная подготовка краски — это не только сам продукт, но и информация, сервис, обучение. Отдел по подготовке красок должен рассматривать печатный цех как потребителя продукции и услуг. В то же время из печатного цеха должны поступать своевременные сообщения обо всех технологических изменениях в печатном процессе с представлением образцов оттисков и информацией об эксплуатационных свойствах краски.