Композиционные материалы (КМ).

 Первый Композиционный Материал, который начал использовать человек, это бетон. Он известен более 6000 лет. Впервые его применили в Древней Месопотамии, но наиболее активно он использовался в Древнем Риме; правда, после падения Римской империи рецепт изготовления бетона был забыт на тысячу лет. Тому, что римский Колизей достоял до наших дней, человечество обязано КМ.

  Но только в наше время в материаловедении наступил своеобразный «переломный момент» — время широкого внедрения в промышленность полимерных КМ (ПКМ).

 На рисунке представлена 250-летняя эволюция развития конструкционных материалов и ЛКМ, применяемых в судостроении, как в исторической ретроспективе, так и в будущем.

Этапы развития конструкционных материалов и ЛКМ.

 Наиболее революционный этап в развитии конструкционных материалов, несомненно, будет связан с широким внедрением неметаллических КМ, сотовых материалов, поропластов, пенопластов, сотопластов, сэндвич-материалов и сэндвич-конструкций, углеродных и арамидных волокон и др. В этом случае защитные покрытия могут применяться в сочетании с КМ.

 В 1980-х гг. в производстве различных изделий, например спортивного оборудования, начали активно использоваться композитные материалы, такие, как арамид (кевлар) и углеродное волокно см. рис.

Арамидное волокно «Кевлар».

 С начала 2000-х гг. углеродные волокна получили широкое распространение в автомобилестроении: кузова, подвеска, тормоза, и даже колесные диски автомобилей таких известных фирм, как Lamborghini, Ferrari, Bugatti и других, полностью или частично сделаны из него. Этот материал значительно прочнее стали, но, самое главное, гораздо легче ее см. рис.. Правда из-за технологических сложностей, трудоемкости в изготовлении и высокой цены на эти материалы их применяют выборочно, как правило, для дорогих моделей и гоночных автомобилей «Формулы-1».

Кузов автомобиля, изго­товленный из углепластика.